Кедр (panoramov) wrote,
Кедр
panoramov

Categories:

Равель левой

В отличие от гитары рояль не переделывают под левшу. Высокие ноты всегда справа на клавиатуре, басовые слева.

Второй фортепианный концерт был написан Морисом Равелем для исполнения левой рукой. Оркестр играет вступление и пианист начинает с длинной каденции, затем солист и музыканты играют то попеременно, то вместе. В середине особенно отчетливо слышится джазовый ритм, музыка звучит то тихо-тихо, то громко (форте и фортиссимо), в конце мажорный финал. Французский импрессионизм в музыке. Звучит непривычно по сравнению с концертами Моцарта, но если вы слышали "Болеро", то считайте себя подготовленным. Весь концерт используется только одна рука. Левая. И Равель написал так не из прихоти и не ради чистого искусства...

[первый исполнитель и история создания концерта]Концерт был написан для австрийского пианиста Пауля Виттгенштейна (1887-1961), потерявшего правую руку на войне. Попутно замечу, что ранен был он на восточном фронте, ему ампутировали руку, затем он содержался в Омске в лагере для военнопленных, вернулся домой к концу 1914 года благодаря программе Красного Креста по обмену пленными. Был переведён на итальянский фронт, где работал в баре до 1918 года. Ещё в Омске он решил продолжить карьеру пианиста, несмотря на увечье. Вернувшись на гражданку, Пауль разработал свою технику игры и переложил для левой руки ряд произведений самых известных авторов от Баха до Вагнера.


Специально для Виттгенштейна были созданы новые произведения Лабором, Равелем, Рихардом Штраусом, многими другими композиторами и даже Прокофьевым. Правда, Виттгенштейн исполнял не всё написанное для него — так о 4-м концерте Прокофьева он сказал, что не понимает в нём ни одной ноты. Он так его и не сыграл, впервые это произведение Прокофьева исполнил Зигфрид Рапп, другой однорукий пианист, тоже потерявший правую руку на войне, но уже на Второй мировой. Стоит отметить, что многие из известных композиторов того времени (Брамс, Р. Штраусс, Малер) бывали в доме Виттгенштейнов и знали Пауля лично. Концерт Равеля впервые был исполнен Виттгенштейном в 1932 году.

Известно, что Виттгенштейн платил композиторам за написание произведений для него (правда, неизвестно все ли писали за деньги или были такие, что написали бесплатно). Виттгенштейн мог платить, он был из богатейшей семьи Европы. Его отец, Карл Виттгенштейн был сталелитейным магнатом. Правда, с приходом к власти нацистов семья Виттгенштейнов оказалась в опасности, несмотря на то, что уже три поколения по отцовской и два поколения по материнской линии были христианами. Для Гитлера они всё равно были евреи, пусть и крещёные (*).

Виттгенштейну запретили исполнительскую деятельность и в 1938 году он уезжает в США. Его брат, известный философ Людвиг Виттгенштейн, давно живёт в Лондоне и в 1939 получает Британское подданство, работает профессором в Кембридже. Младшая из сестёр, Маргарет, в 1940 году уезжает в США (она с 1905 года была замужем за богатым американцем Джеромом Стонборо, правда, ко времени её отъезда они развелись). Проблемы оставались у двух старших сестёр (как пишет википедия им было уже 69 и 64 года (w)). Они были привязаны к своему дому в Вене и не могли поверить, чтобы такая богатая и известная семья могла испытывать трудности со стороны властей.

Благодаря деньгам и активности родственников из-за рубежа сестёр не тронули, они так и умерли в Вене — уже после войны. Для них было получено исключение: under exceptional interpretations of racial laws, allowing them to continue to live in their family palace in Vienna (w). Правда, всё их состояние было конфисковано (all family assets were surrendered to the Nazis in return for protection (w)). Одна умерла в 1950, другая в 1956. Маргарет вернулась из США, занималась восстановлением состояния, умерла в Вене в 1958. Итак, все три сестры скончались в любимой Вене. Точнее, четыре — четвёртая умерла в младенчестве. Кроме Пауля и Людвига были еще три брата. Двое из них точно совершили самоубийство, третий тоже скорее всего покончил с собой. Кстати, муж Маргарет тоже покончил с собой вскоре после развода.

(*) существует легенда, описанная в книге Кимберли Корниш (amazon), что Людвиг Виттгенштейн и Адольф Шикльгрубер в детстве учились в одной школе и знали друг друга лично. Более того, их отношения (якобы) повлияли на взгляды Гитлера и его ненависть к евреям в частности. Кроме того, Людвиг Виттгенштейн называется в книге секретным советским агентом в Лондоне. Он действительно посетил в 1935 году СССР, но делать на основании этого факта и различных предположений вывод об организации шпионской сети и передачи Сталину расшифрованного кода "Энигмы" — пожалуй, слишком смело. Нет, автор книги не британка (они ведь и не такое могут придумать), она из Австрии. Да и книга художественная. Fiction.

Вот интересный контраст: один брат кончает счёты с жизнью в 23, самый старший тонет при странных обстоятельствах в 25 (highly likely suicide), третий убивает себя в 40 лет. А младшие братья доживают до 73 и 62, пройдя две войны (Людвиг работал санитаром в лондонском госпитале). В тот год, когда Пауль работал в баре одной рукой и думал о возобновлении карьеры пианиста, Конрад кончает с собой в Берлине. Какое разное отношение к жизни! У кого-то две руки и он их накладывает на себя. У кого-то одна рука и он учится заново играть ей на пианино. При игре двумя руками у левой совсем другая техника.

Есть фрагмент записи 1937 года в исполнении самого Виттгенштейна, но качество аппаратуры того времени не позволяет оценить красоту произведения в полной мере (ссылка на youtube, там есть и фотография Пауля). Равель ведь не из жалости написал, он принял вызов с технической точки зрения — не так просто сделать полноценное произведение для одной руки (и пяти пальцев вместо десяти). Причём, Равель себе не изменил, он сочинил в своём узнаваемом стиле. Похожая история с сюитой "Брук Грин" Холста. Кстати, впоследствие многие произведения, написанные изначально только для левой руки, были переложены "обратно" для двух рук.

Ещё один штрих: как вы понимаете, Равель и Виттгенштейн были по разные стороны фронта в Первой мировой. Один — француз, другой — австриец. Тем не менее, стойкость Пауля и его верность музыке вызывали уважение. Равель мог бы отказаться от написания концерта, но он принял заказ. Музыка вне границ и над политикой. Та же история повторилась потом с Прокофьевым-Раппом (см. выше о 4-м концерте). Тем не менее, каждая национальная школа исполнителей имеет особенности. Первым французским исполнителем концерта Равеля для левой руки был Жак Феврие, Равель сам его выбрал.


Мне понравилось исполнение французской пианистки Элен Тайсман. Она очень эмоционально играет, иногда даже подпрыгивает. Ролик ниже длится почти 21 минуту, но играют 19 минут с половиной, а в конце больше минуты аплодисменты, цветы и поклоны. Оркестр Веймарской школы музыки имени Листа, дирижёр Николас Паскет.



Запись 2011 года.
Tags: здоровье, информация, культура, смерть, стержень, творчество, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments