Кедр (panoramov) wrote,
Кедр
panoramov

Category:

балет с камелиями

В начале был роман Дюма-сына, потом опера Верди, и потом балет Джона Ноймайера.
Между романом и оперой прошло 5 лет, между оперой и балетом ещё 125.

Балет "Дама с камелиями" впервые поставлен в Штутгарте в 1978, затем на разных сценах мира, и в 2014 в Большом Театре. Довольно часто бывает, что опера делает сюжет романа широко известным, а потом на волне успеха ставится балет. Так произошло с оперой Пуччини  "Мадам Баттерфляй" (она же "Чио-Чио сан"), все узнали о любви японской девушки и американского моряка, а потом на тот же сюжет и на ту же музыку был поставлен балет. Подобное случилось с бернстайновской "Вестсайдской историей": сначала мюзикл (там поют), потом на ту же музыку балет (w). Интересно получилось с историей о Манон Леско: было две оперы — Пуччини и Массне. Макмиллан поставил балет на музыку Массне, но музыку взял не из оперы "Манон", а из разных других его произведений ("Таис", "Клеопатра" и др., центральная тема балета взята из Элегии к спектаклю "Эринии" (w) ).

Об опере Верди у меня уже был пост: в "Травиате" прекрасная музыка и замечательные арии. Трагедия, любовь и смерть парижской куртизанки. В балете Ноймайера сюжет тот же, но сходство с оперой на этом заканчивается. Во-первых, музыка Шопена. Во-вторых, имена как в романе (у Верди главную героиню зовут Виолетта Валери, а у Дюма и Ноймайера — Маргарита Готье; то же относится и к другим персонажам). В третьих, в балете Ноймайера появляется Манон Леско (совсем из другой оперы!). Она возникает в сюжетной вставке (персонажи Дюма смотрят спектакль о Манон) и живёт как тень Маргариты, как предсказание её судьбы. Но в целом у произведения Ноймайера мало общего как с оперой Верди, так и с операми Пуччини и Массне. Тем не менее, балет получился прекрасным. Шедевр.

Ноймайеру в этом месяце исполнится 76. Живой классик. Наверное, подобные чувства испытывала публика в XIX веке, когда ходила на оперы Верди.



Захарова в роли Маргариты



Тихомирова в роли Манон (с 5-й секунды)



Передача "Билет в Большой" с канала "Культура" (семь минут)


* ссылка на сайт Большого, там подробно перечислено из каких произведений Шопена взята музыка
* ссылка на Бельканто.ру — об истории балета, о Ноймайере, а также немного о Марсии Хайде и о Кранко.

PS. Семён Чудин уже третий раз появляется в моём блоге (с Крысановой в "Дон Кихоте", со Смирновой в "Укрощении строптивой", и сегодня с Тихомировой во втором ролике). Видимо, пришло время сделать о нём отдельный пост. )) Вскоре.
Tags: культура, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments