стакан чаю

panoramov


Кедр

мой чай — моя крепость


Previous Entry Share Next Entry
Малер и Вагнер
космос
panoramov
Попробую сравнить два несравнимых шедевра. Адажиетто из Пятой симфонии Малера, о котором упомянул в предыдущей записи, и увертюру к "Тристану и Изольде" Вагнера, о которой была запись два года назад.

Для меня они похожи! ... и пусть музыкальные критики закидают меня шапками.

Похожи, несмотря на разную тональность, темп, аккорды, мелодию. Всё разное у них. Разве что темп близок (langsam = медленно): sehr langsam = очень медленно, у Вагнера ещё langsam und schmachtend = медленно и тягуче. Вагнер озадачивает неразрешённым Тристан-аккордом, которому и была посвящена ранняя запись (вследствие моего тяготения к коротким заголовкам та запись была названа "Вагнер", а можно было назвать и "Тристан-аккорд", но композитор тогда всё-таки для меня был важнее). Малер же плавно переходит от одной ноты к другой, без сюрпризов. Аккорд Вагнера повисает в воздухе, мелодия Малера течёт как лёгкий ветер.

Что же похожего нашёл я в этих шедеврах? Ощущение, создание настроения при прослушивании. Гармония. Её можно почувствовать, хотя сложно выразить словами. (Когда я пишу о "гармонии", я употребляю это слово в самом широком смысле. В музыке оно имеет своё строгое значение, но для меня важнее сейчас чувство соразмерности и баланса — впрочем, я буквально на днях уже говорил об этом.)

Вагнер создал свою оперу на полвека раньше, чем Малер написал симфонию. Малер хорошо знал произведение Вагнера, он начал свою карьеру дирижера после эмиграции из Австрии как раз с "Тристана и Изольды" в Нью-Йорке. В общем, мне нравится, что у Малера нет подвешенных аккордов в адажиетто, всё предельно однозначно. Оптимистично, особенно по контрасту с началом симфонии. То есть, мне нравится его ответ на вопрос Вагнера. (Для меня Тристан-акккорд имеет явно вопросительную интонацию).

Слушаю и наслаждаюсь. Сравнивайте сами.

1. ссылка на предыдущую запись, там звуки Малера (ноты здесь, ниже).
2. ссылка на старую запись о Вагнере, там звуки и ноты.

[ноты Малера]


  • 1
Мне тоже они всегда казались похожи чем-то неуловимым.

Рад встретить единомышленника. Именно "неуловимым".


Я не смог написать коммент к Малеру, напишу здесь, извините.

Не думал, что когда-то буду слушать Малера. У меня к нему какое-то предубеждение, но уж коль вы рекомендуете... Послушал. Понравилось. Такая умиротворяющая мелодия.

А сравнивать такие нюансы - это, извините, не про меня;-)

>Послушал. Понравилось. Такая умиротворяющая мелодия.

Замечательно! И забудем о предубеждениях, всё как с чистого листа.

Малер, Сибелиус, Гайдн менее "раскручены" журналистами по сравнению с Бахом и Беиховеном. Но их музыка (а также многих других) не менее прекрасна. Слушайте всех, делайте оценки сами.

Под Малера я вчера заснула, а Вагнера включила, когда проснулась. Оба хороши!
Вы ведь узнали эпизоды из фильма "Меланхолия" Ларса фон Триера, которые служат прекрасным усилением впечатления от этой мистической музыки?! Там каждый эпизод очень символичен. Вы смотрели этот фильм? Триер вообще большой любитель Вагнера и меня к нему пристрастили именно его фильмы. А помните как меняется полотно Брейгеля Старшего? Сначала мы видим картину как она есть, а затем начинает сыпаться пепел?
Это потрясающий прием, который связывает мрачное прошлое Средневековтя с будущей катастрофой столкновения с планетой под названием Меланхолия.
Это музыкальное произведение вызывает у меня исключительно триеровские ассоциации.

Спасибо! Надо регулярно читать Вас перед сном)))))

Читайте, пожалуйста. И перед сном и после сна, когда удобнее )))

Конечно, я очень люблю "Меланхолию". Сама компоновка фильма замечательна, на мой взгляд: первые 10 минут идёт увертюра Вагнера с кадрами замедленной съёмки - как кусты отбрасывают две тени, как медленно падает конь, и т.д. А потом, сразу с первого кадра, ясно что это шедевр - как хрустит гравий под колёсами лимузина, как он не вписывается в повороты тропинки. Все детали замечательны и сама идея ("как человек готовится к неизбежной смерти") масштабна. И полотно Брейгеля помню, охотники на снегу.

Я, наоборот, от Вагнера пришёл к Триеру. Саму оперу "Тристан и Изольда" слушал много раз, в том числе на сцене. В классических, минималистких и современных декорациях. Так, в "Метрополитан" перенесли действие во время Второй мировой войны, Тристан - капитан корабля. Но это нисколько не испортило музыку. И пели прекрасно.

Tristan at MET

Когда я смотрю "Меланхолию", то иногда просто делаю стоп-кадр, чтобы полюбоваться картинкой. Мало кто любит, а тем более понимает о чем этот фильм.
Однако честно признаюсь, что к Вагнеру меня подвели два человека: Марсель Пруст (я уже упоминала об этом) и Триер.

Сегодня на вечер тоже что-то приготовлено? Кстати, о Малере очень хорошо писал Петр Вайль. Я стала слушать этого композитора только после того как прочитала "Гений места".

Увы, сегодня ничего нет.

Может симфония целиком будет интересна? Там начало грустное, но зато финал очень жизнерадостный.

https://www.youtube.com/watch?v=8QGTahQsV_s


Так и поступлю)))

Сравнила)
Действительно, впечатление, что Малер продолжил Вагнера.
Музыка, не говоря уже о всепобеждающей гармонии, грандиозная, обволакивающая, заполняющая космос, всеобъемлющая...
Спасибо!!!

Рад, что понравилось! Заглядывайте ещё, сегодня хор от Пуччини )

  • 1
?

Log in